Искусство рисования состоит не только в том, чтобы похоже изобразить объект: не менее важно не оставить на рисунке ничего лишнего. Именно поэтому в арсенал художника входит ластик — инструмент, который всегда должен быть под рукой при выполнении набросков, скетчей, при работе над графикой и другими видами художественного творчества. Для чего нужен ластик, из каких материалов он изготавливается и как подобрать такой инструмент для своих задач?

Что такое ластик?

Ластик — это инструмент и одновременно расходный материал, который в самом простом исполнении представляет собой кусок резины или похожего эластичного вещества. Если таким материалом потереть графитовый след от карандаша, частицы графита стираются с основы, налипают на резину и остаются на ней в виде темного налета, удаляясь таким образом с рисунка. Он используется для следующих работ:

  • стирание фрагмента неудавшегося рисунка или коррекция определенных линий;
  • «прорисовка» светлых линий, пятен на более темном растушеванном фоне;
  • для осветления фона, теней и пр.

Как выбрать ластик, чтобы он выполнял свою задачу, и какой из этих инструментов подходит именно вам?

Виды ластиков для художников

В настоящее время выпускается большое разнообразие художественных и канцелярских резинок, которые можно разделить по виду используемого материала, форм-фактору изделия, его назначению и другими параметрам. Какие бывают ластики в зависимости от форм-фактора:

  • классический брусок эластичного материала — обычно параллелепипед, но могут выпускаться овальные и другие разновидности, например, Monolith 65х30 мм от Cretacolor;
  • круглый ластик с пластиковыми держателями по бокам для удобства работы;
  • графитный карандаш с небольшой резинкой на одном из торцов;
  • сменный выдвижной ластик-карандаш в пластиковом корпусе, например, Tri Eraser от Penac;
  • электрический ластик карандашного типа, в котором стирание линии происходит за счет вибрации наконечника, например, электроластик от Derwent;
  • клячка — мягкий «тестообразный» инструмент художника-графика.

Какой ластик лучше, определяется видом работ, личными предпочтениями художника, типом бумаги и другими параметрами. В общем случае хорошая резинка не должна размазывать графит и чрезмерно «травмировать» бумагу. Давайте подробнее разберем: зачем нужна клячка, какие материалы ластиков бывают и в чем преимущество каждого из них.

Из чего сделан ластик?

От того, из чего делается ластик, зависит сфера его применения и особенности использования. В зависимости от базового материала выпускаются резинки следующих видов:

  1. Каучуковые — состоят из относительно небольшого количества каучука (до 20%) и содержат абразивные частицы, которые стирают не только графитовый след, но и шариковую ручку. Такой аксессуар в основном действует как абразив и в определенной мере снимает верхний слой бумаги вместе с рисунком. Инструмент из натурального каучука должен храниться в чехле.
  2. Резиновые с маркировкой Plastic HI-Polymer или Latex-free — такие инструменты меньше травмируют бумагу, поскольку не содержат мелкодисперсного абразива, и чаще всего именно они находятся с обратной стороны простых карандашей.
  3. Виниловые с маркировкой PVC-Free или Vinyl — инструменты с мягкой структурой, которые минимально крошатся при стирании. При использовании таких ластиков на бумаге скатываются тонкие «колбаски» отработанного материала, которые легче снять или сдуть. Также виниловые ластики быстро загрязняются графитом и требуют периодической очистки.
  4. Стекловолоконные — похожи на механические карандаши, но вместо «грифеля» в них стержень из стекловолокна. «Травмируют» бумагу, поэтому используются не для графики, а для каллиграфии, позволяя удалять впитавшиеся чернила.
  5. Выпускаются также изделия с маркировкой Dust-free, которая означает, что резинка не образует пыли на поверхности листа, а графит накапливается на поверхности инструмента, который из-за этого требует периодической очистки.

Чем клячка отличается от ластика?

От других видов ластиков сильно отличается клячка, например, продукция D.K.Art&Craft или Derwent. Ее рекомендуется иметь всем, кто увлекается графикой, рисуя карандашами, углем, соусом, сепией, сангиной. Как выглядит клячка: это очень мягкая масса, которая легко деформируется под нажимом. Такое свойство позволяет придать ей нужную форму, чем часто пользуются художники, комбинируя разные приемы работы. Например, ею можно промокнуть слишком насыщенный фон, осветлив его, или скатать массу в колбаску и прокатывать по определенной части рисунка для изменения интенсивности цвета. Также клячка может использоваться для «рисования» светлых элементов на темном карандашном фоне.

Клячка как пользоваться для тонких работ:

  • сформируйте из пластичной массы острый кончик или ребристую поверхность;
  • проведите в нужном месте рисунка, как будто рисуя штрих на сером заранее выполненном фоне;
  • регулируйте нажим для получения линии нужной толщины и длины.

Таким образом можно «рисовать» прожилки на листках, блики на предметах, светлые облака, лунную дорожку и пр. Такой эффект зависит от того, из чего делается клячка — мягкий материал, обычно резина или каучук, не стирает графит, как обычный ластик, а «впитывает» его. За счет высокой адгезии частицы графита прилипают к резиновой основе, отставая от бумаги, и таким образом на рисунке остается белый след.

Какой выбрать ластик для рисования?

Обычно в арсенале профессионального художника присутствует несколько видов резинок, подходящих для разных работ. Выбор ластика зависит от следующих параметров:

  • твердый каучуковый ластик с абразивом подходит для тонких работ по плотной бумаге, а некоторые его разновидности используются для стирания ручки;
  • клячка используется для осветления теней и больших площадей, для прорисовки тонких деталей на темном фоне;
  • мягкий виниловый инструмент применяется для чистых работ, поскольку позволяет стирать большие площади без загрязнений;
  • беспылевые ластики Dust-free удобны тем, что не оставляют следов резины и графита на бумаге, но требуют периодической очистки;
  • механические инструменты карандашного типа и электроластики подойдут для выполнения тонких деталей.

Если для вас важен результат, лучше подбирать ластики известных производителей, которые адресуют свою продукцию художникам. Такие инструменты отличаются от обычных «канцелярских»: не мажут и хорошо справляются со своей задачей. Купив несколько резинок, протестируйте их на «выкрасках» из тех материалов, которыми собираетесь рисовать, что даст возможность подобрать нужный тип инструмента под каждую задачу.

Как почистить ластик?

Лучший ластик для рисования — тот, который не мажет, а стирает начисто, поэтому за ним нужно ухаживать. Некоторые виды, например, клячку или каучуковую терку, следует хранить в полиэтилене или специальном чехле. «Твердые» ластики также нуждаются в очистке от остатков графита, которые впитываются в его поверхность. Для этого подойдут следующие способы:

  • потереть грязной поверхностью по плотной шершавой бумаге;
  • потереть «рабочий» ластик резинкой от карандаша или другим ненужным чистым ластиком;
  • у мягких виниловых или резиновых ластиков темные скатанные комки можно удалить вручную.

Если вы уже готовы выбрать ластик или даже несколько подобных инструментов, в нашем каталоге представлено большое разнообразие продукции от Cretacolor, Derwent, Penac и других производителей.