Подбирая акварельные краски для работы, художник, прежде всего, обращает внимание на палитру цветов. Но есть и другие характеристики, которые помогут облегчить процесс создания картин или сделать акварели более стойкими к внешним воздействиям. Производитель передает эту информацию с помощью маркировки красок на этикетках или на выкрасках. Как узнать свойства красок и использовать полученные знания с пользой?

Укрывистость

Грануляция

Окрашивание

Пигменты

Светостойкость

Укрывистость

Укрывистость (transparency) – свойство краски перекрывать цвет фона, которое определяется видом, дисперсностью и другими характеристиками пигмента. С утилитарной точки зрения это свойство определяет расход краски, особенно при заливке, которая является одной из основных техник рисования акварелью. С художественной стороны укрывистость определяет выбор акварельных красок под конкретную технику работу (лессировка, «алла прима» и пр.). С этой точки зрения акварели делятся на две группы:

  • лессировочныеполупрозрачные (semi-transparent) и прозрачные (transparent) краски, которые практически не перекрывают предыдущий слой, что особенно характерно для акварельной живописи;
  • корпусныеполукроющие (semi-opaque) или непрозрачные, кроющие (opaque), которые хорошо перекрывают предыдущий слой.

В маркировке укрывистость обозначается с помощью специальных значков – чаще всего квадратов. Что означают квадратики на красках:

  • незакрашенный квадрат – прозрачная;
  • незакрашенный квадрат с диагональной чертой – полупрозрачная;
  • наполовину закрашенный квадрат – полукроющая;
  • черный квадрат – кроющая.

укрывистость значки акварельные краски

Рис. 1 – Обозначение укрывистости

Некоторые бренды для обозначения укрывистости используют другие фигуры или перечеркивают квадрат иначе, но принцип маркировки сохраняется. Например, у Daniel Smith для этих целей предназначен круг.

укрывистость акварель Daniel Smith

Рис. 2 – Обозначение укрывистости для акварелей Daniel Smith

Акварельные краски Schmincke имеют аналогичную маркировку, но полупрозрачные краски обозначаются квадратом с диагональю слева-сверху направо-вниз.

укрывистость акварель Schmincke

Рис. 3 – Обозначение укрывистости для акварелей Schmincke

Грануляция

Эффект грануляции позволяет художникам работать не только с цветом, но и с фактурой, изображая рельефную и цветовую неоднородность песка, неба или травы. Он достигается за счет более крупного помола пигмента, который после нанесения неравномерно распределяется в связующем и осаждается на бумаге. Однопигментные краски имеют более предсказуемую грануляцию, а многопигментные акварели дают более интересный и непредсказуемый эффект, особенно, если в их составе только один «гранулирующий» пигмент.

грануляция на выкрасках Schmincke

Рис. 4 – Обозначение грануляции на выкрасках Schmincke

Акварели с грануляцией чаще всего маркируются буквой G, но бывают и исключения. Например, у бренда Schmincke такая маркировка присутствует далеко не на всех красках, но указывается в выкрасках (рис. 4), а для серии «Super granulation» маркируется соответствующими словами на тюбиках (рис. 5).

супер-грануляции на тюбиках Schmincke

Рис. 5 – Обозначение супер-грануляции на тюбиках Schmincke

Иногда бренды используют альтернативные обозначения грануляции, указывая на выкрасках:

  • Y (Yes) – акварель с грануляцией;
  • N (No) – акварель без грануляции.

супер-грануляции на выкрасках Daniel Smith

Рис. 6 – Обозначение супер-грануляции на выкрасках Daniel Smith

Окрашивание

Окрашивание (staining) – это свойство пигмента окрашивать поверхность, на которую он попадает. Эффект можно заметить на палитрах, на которых после удаления одни краски оставляют цвет, а другие – нет. Это свойство важно для художников, которые пользуются приемом нанесения и последующего снятия (осветления, подъема, смывания) акварели с бумаги. Акварель с низким окрашиванием легко поднять, собрав кистью, губкой или бумажной салфеткой, но краска с высоким окрашиванием останется на работе. У разных производителей окрашивание маркируется треугольником, цифрами или другим способом.

Что означает треугольник в акварели:

  • незакрашенный – не окрашивает;
  • полузакрашенный – полуокрашивающая;
  • закрашенный – окрашивает.

обозначение окрашивающей способности в акварели

Рис. 7 – Обозначение окрашивающей способности

Бренд Daniel Smith использует цифровую маркировку, на которую можно ориентироваться при выборе красок и работе с ними:

  • 1 – неокрашивающая;
  • 2 – низкоокрашивающая;
  • 3 – среднеокрашивающая;
  • 4 – окрашивающая.

обозначение окрашивающей способности для акварелей Daniel Smith

Рис. 8 – Обозначение окрашивающей способности для акварелей Daniel Smith

Пигменты

Профессиональная акварель представляет собой мелко тертый порошок пигмента (красящего вещества), взвешенный в клеевом составе, например, в гуммиарабике. За цвет краски отвечает именно пигмент, поэтому художник должен обращать внимание на этот параметр при выборе красок или при смешивании акварелей. В зависимости от количества пигментов краски бывают:

  • однопигментные – подходят как для самостоятельного применения, так и для смешивания с целью получения нужных цветов без грязи;
  • многопигментные – чаще всего это уже готовые оттенки, которые экономят время на смешивание, но в смеси с другими красками могут давать специфические, не слишком предсказуемые эффекты.

Как понять сколько пигментов в акварели? Необходимо обратить внимание на этикетку или на обозначения в выкрасках. У большинства производителей для этого служит буквенно-цифровая маркировка, в которой латинская буква P обозначает «пигмент», а следующая за ней буква – цвет.

Основные названия пигментов красок:

  • PW (белый = white);
  • PB (синий = blue);
  • PY (желтый = yellow);
  • PG (зеленый = green);
  • PO (оранжевый = orange);
  • PBr (коричневый = brown);
  • PR (красный = red);
  • PBk (черный = black);
  • PV (фиолетовый = violet).

Как понять сколько пигментов в акварели? Если на этикетке обозначен один пигмент, то это однопигментная краска, если несколько – многопигментная. Также следует учитывать, что после буквенного обозначения идет набор цифр, который отражает конкретное вещество, используемое в качестве пигмента. И для одного и того же цвета могут быть взяты разные вещества. Например, два красных пигмента PR 122 и PR 225 – это хинакридон пурпурный и пиррол, соответственно. Аналогично PW2 и PW6 – оксид цинка и двуокись титана, которые в моноварианте дают белый цвет, но имеют разную химическую природу.

В таком случае у новичка возникает вопрос: «Как читать состав пигмента?». Конкретное вещество, которое стоит за пигментом, можно узнать по шифру, введя соответствующие буквы и цифры в поисковом сервисе. Эта информация будет полезна тем, кто самостоятельно хочет изготавливать краски или просто стремится больше узнать о материалах, которыми рисует.

маркировка на этикетках красок Rembrandt

Рис. 9 – Маркировка на этикетках красок «Payne’s grey» и «Neutral tint» от бренда Rembrandt

Насколько важно знать конкретное вещество, которое используется для изготовления краски? На начальном этапе освоения акварельной живописи достаточно понимать, как тот или иной пигмент ведет себя при смешивании с другими красками. Например, акварели «Payne’s grey» и «Neutral tint» от бренда Rembrandt похожи на палитре, но в первой краске, помимо черного PBk6 (графит аморфный черный), присутствует синий фталоцианин меди PB15, а в «Neutral tint» – хинакридон фиолетовый PV19. Соответственно эти компоненты «Серой пейны» и «Нейтрального» при смешивании с другими красками проявятся по-разному.

Светостойкость

Светостойкость – это свойство краски сохранять исходный оттенок со временем при воздействии прямых солнечных лучей, то есть не выцветать. Оно важно, если картина будет висеть на стене – помимо того, что акварель побледнеет, разные оттенки отреагируют на свет по-разному, и это отразится на цветовой гамме композиции. Если не обращать на это внимание, то разная светостойкость красок в палитре художника будет недостатком, но если уметь работать с красками, то совместное использование светостойких и несветостойких красок в акварельной живописи может давать интересные эффекты.

Что означают звездочки на акварельных красках:

  • ***** – высокая светостойкость;
  • **** – хорошая светостойкость;
  • *** – обычная светостойкость;
  • ** – ограниченная светостойкость;
  • * – слабая светостойкость;
  • — – несветостойкая краска.

звездочки на акварели Schmincke светостойкость

Рис. 10 – Что означают звездочки на акварели Schmincke

Чаще всего производители обозначают светостойкость звездочками, но существуют и другие подходы к маркировке. Например, у Daniel Smith это свойство маркируется римскими цифрами в соответствии со стандартом ASTM D4303:

  • I – светостойкость более 100 лет при нормальных условиях хранения;
  • II – очень хорошая светостойкость (от 50 до 100 лет);
  • III – нормальная светостойкость (от 15 до 50 лет);
  • IV – слабая светостойкость (от 2 до 15 лет);
  • NR – акварель не проходила тестирование по стандарту ASTM D4303.

обозначение светостойкости на акварели Daniel Smith

Рис. 11 – Обозначение светостойкости на акварели Daniel Smith

У бренда Van Gogh на этикетке акварели аналогичное свойство обозначается плюсами:

  • +++ – стойкость более 100 лет при хранении в музейных условиях;
  • ++ – стойкость от 25 до 100 лет при хранении в музейных условиях;
  • + – стойкость от 10 до 25 лет при хранении в музейных условиях;
  • ° – стойкость от 0 до 10 лет при хранении в музейных условиях.

светостойкость на акварели Van Gogh

Рис. 12 – Обозначение светостойкости на акварели Van Gogh

При подборе красок по маркировке следует учитывать, что срок сохранения светостойкости для них указан при нормальных условиях хранения работ. При попадании прямых солнечных лучей акварель выцветает значительно быстрее (таблица 1). В таблице 1 можно узнать, как будут себя вести краски с маркировкой по шкалам ASTM и Blue wool при разных условиях хранения.

Таблица 1 – Светостойкость акварелей по шкалам ASTM и Blue wool при разных условиях хранения.