Начинающие художники тщательно подходят к выбору художественных материалов, в частности, красок. Поиски идеального решения осуществляются вокруг технических характеристик красок, кистей и холста. Пастель или акрил? Масло или акварель? Кисть натуральная или синтетическая? А холст нужен или обойдемся картоном?

Все это необходимо учесть, однако это далеко не весь список материалов и вопросов, которыми должны задаваться начинающие мастера. Особенно, если живопись является не просто приятным времяпровождением, а регулярным хобби или даже профессиональной деятельностью.

Масляные краски, гуашь и краски для рисования в технике «графика» (графитный карандаш, сангина) имеют стандартный набор требований к используемым принадлежностям. Например, для работы с масляными красками лучше всего использовать грунтованные поверхности, гуашь следует зафиксировать специальным раствором, а сангину лучше наносить на шероховатую светлую или мелкозернистую крафт-бумагу.

А вот с акварелью и пастелью дело обстоит несколько иначе. Письмо этими видами красок требует богатого ассортимента дополнительных материалов. Ниже мы приведем список всего необходимого, что нужно иметь в арсенале для рисования пастелью для начинающих.

Выбор пастели

Выбор бумаги для пастели

Вспомогательные материалы для работы с пастелью

Хранение пастели и вспомогательных материалов

Хранение рисунков

Остались вопросы?

Что нужно для рисования пастелью?

Выбор пастели

Каждый вид пастели имеет характерные свойства, которые проявляются при работе и дальнейшем хранении рисунков/картин. Чтобы правильно выбрать пастель для начинающих, нужно знать о следующих свойствах различных видов красок:

  • Масляная – в качестве связующего вещества содержит масло (часто льняное), при разведении с водой напоминает масляные краски. Сложно растушевывается, поэтому для размывки требуется растворитель. Дает более насыщенные цвета, устойчивый результат и не требует фиксации. Популярные производители: Mungyo, Sennelier, Koh-I-Noor, Сонет и др.
  • Восковая – в качестве связующего вещества используется натуральный воск. По свойствам напоминает масляную пастель, однако не размывается и не растушевывается. Восковой пастелью можно рисовать по акварели и гуаши. Больше подходит для любительских работ. Не требует фиксации.
  • Сухая – наиболее частый выбор художников. Сухая пастель бывает трех видов: твердая, мягкая и ультрамягкая. Ее легко можно размыть водой, накладывать слой за слоем и растушевывать столько, сколько необходимо, без риска испортить рисунок. Требует фиксации. Популярные производители: Sennelier, Mungyo, Schmincke, Rembrandt, Van Gogh и др.
  • Акварельная – по свойствам напоминает акварельные краски. При работе «всухую» дают яркий насыщенный цвет, по текстуре рисунок напоминает работу, выполненную маслом. Однако при влажном нанесении, растворении водой, дает эффект акварельного рисунка. Легко растушевывается, размывается и наслаивается. Требует фиксации.

💡 Какой пастелью лучше рисовать начинающему художнику? Эксперты в области живописи рекомендуют начинать с акварельной или восковой пастели. Последняя предназначена для рисования даже детьми, поэтому неприхотлива в использовании и хранении. Акварельная пастель имеет свойства нескольких видов красок (см.выше), поэтому с ней легко будет разобраться в «поведении» как при сухих техниках нанесения и растушевки, так и при влажных.
Для тех, кто уже имеет опыт работы с акварельными красками, рекомендуется переходить на сухую пастель и работать как в «сухой», так и во «влажной» технике.
Для тех же, кто хочет подготовиться к работе с масляными красками, рекомендуется остановить выбор на масляной пастели. Она менее «тяжела» для старта и в то же время показывает все свойства масляных красок.

Набор сухой пастели Mungyo

Набор сухой пастели Mungyo

Карандаши или мелки?

Решение о выборе между этими художественными товарами должно основываться на уровне мастерства, которые вы уже достигли на момент покупки, а также на ваши ощущения при работе с теми и другими принадлежностями.

💡 Универсальный совет: если вы используете водорастворимую пастель (акварельная, сухая), то лучше использовать мелки, т.к. их форма лучше подойдет для размытия и растушевки. Если же вы используете масляную или восковую пастель, то лучше остановить выбор на карандашах. В этом случае не придется часто прибегать к влажным техникам, и будет легче наносить тонкие контуры, что поможет снизить частоту и масштаб исправлений. Для небольших исправлений достаточно точечно нанести разбавитель для масляной пастели.

Объем цветовой палитры

Если вы только начинаете работу с пастелью, то лучше ограничиться небольшими наборами или собрать свой собственный, из поштучно приобретенных мелков для рисования пастелью.

Цветовая палитра может состоять всего из 5-6 стандартных цветов, которые помогут «набить руку», в дальнейшем выбор количества цветов в вашем ящике для пастели будет зависеть только от масштаба творческого вдохновения, интереса к живописи и желания развивать мастерство без границ. Навык работы с тончайшими оттенками цветов поможет создать истинные шедевры искусства, и для этого уже можно будет приобретать наборы по 96, 128 и более цветов.

Набор сухой мягкой пастели Van Gogh

Набор сухой мягкой пастели Van Gogh

Выбор бумаги для пастели

Бумага – один из самых проблемных этапов выбора материалов для рисования пастелью. Очень часто многие новички теряют интерес к живописи из-за неправильно подобранных принадлежностей, что влечет сложности при работе и низкое качество результата. Еще неопытные мастера списывают это на свою нерадивость, непрофессиональность или даже неспособность создать прекрасный рисунок.

Если такие умозаключения сформировались в результате письма пастелью по обычной бумаге для печати или по необработанному картону, спешим вас обрадовать: замените бумагу и увидите результат!

💡 Как выбрать бумагу для пастели? Лучшими вариантами являются наждачная, ячеистая, акварельная и, конечно, специальная профессиональная бумага для пастели.

Наждачная бумага стоит недорого, предназначена для работы с любым видом пастели и раскрывает все ее свойства вне зависимости от качества (как бумаги, так и красок). Именно поэтому ее обязательно стоит включить в ваш набор пастели для начинающих. Популярные производители: Sennelier, Canson и Wallis.

Ячеистая бумага имеет зернистую структуру с одной стороны, и более гладкую с другой стороны. За счет выраженной фактуры отлично принимает и «укладывает» пигмент в нужную форму и глубину. Популярные производители: Hahnemuhle, Canson и Clairefontaine.

Бумага для акварели может использоваться и для работы с пастелью. Натуральный хлопок и/или целлюлоза, из которых изготавливается материал, способствуют равномерному распределению и постепенному высыханию красок, поэтому может стать must-have для влажных техник с поэтапной растушевкой и размывкой, а также наслоением. Популярные производители: Fabriano, Hahnemuhle, Canson.

Бархатная (велюровая) бумага для пастели предназначена для опытных мастеров, владеющих самими разными техниками нанесения, однако ее можно приобрести для создания рисунков пастелью для начинающих, т.к. она имеет равномерную шероховатость, часто представлена в различных цветах и формирует необходимый опыт с первых дней. Этот вид бумаги помогает достичь эффекта живописи на холсте, позволяет прорабатывать мельчайшие детали, что делает рисунок максимально четким и гладким. Подходит для растушевки, смешивания и наслоения оттенков. Наиболее популярные производители: Hahnemuhle, Fabriano, Лилия Холдинг.

Бумага тонированная Talens

Бумага тонированная Talens

Цвет бумаги

Важный показатель, напрямую влияющий на насыщенность, яркость, тон и глубину оттенков. Отличным примером будет сравнение рисунков, выполненных в одинаковых цветах, на наждачной и белой (акварельной или профессиональной) бумагах.

Первая задаст «дымки» и приглушенности даже самым ярким оттенкам, не влияя на насыщенность и глубину. Вторая словно подсветит каждую молекулу пигмента и подчеркнет контрасты.

Бумага любых других цветов также будет создавать определенные эффекты. Поэтому прежде чем приступать к работе с таким инструментом, подробно изучите вопрос о том, как рисовать пастелью для начинающих на цветной бумаге различной фактуры.

Вспомогательные материалы для работы с пастелью

Итак, что нужно купить для рисования пастелью? Вот полный список дополнительных инструментов, необходимых для начала работы и обучения:

Вода – главный растворитель и разбавитель для работы с акварельной и сухой пастелью.

Терпентин – главный растворитель и разбавитель для работы с масляной и восковой пастелью, например, терпентин от Royal Talens. Не имеет запаха. Нетоксичен.

Фиксативы – специальные растворы, предназначенные для закрепления пигмента на поверхности, обеспечивающие сохранения цвета готовой работы на протяжении долго периода (фиксаторы для пастели). 

💡 Чем закрепить рисунок пастелью, лаком или матовым фиксативом? Смело используйте оба варианта, если не боитесь излишнего блеска или приглушенной матовости, соответственно.

Чертежная доска, клейкая лента и кнопки – необходимы для фиксации бумаги во избежание смещения, смятия или другого рода механических повреждений.

Кисти – необходимы для растушевки и размывания или влажных техник нанесения пастели. Кисти для пастели должны подбираться с учетом вида пастели (более мягкая и менее плотная для акварельной и сухой и более плотная для масляной и восковой).

Ластик-склячка – тестообразный резиновый инструмент для коррекции недочетов при работе пастелью, углем, сепией, сангиной. Предназначен не только для полного стирания пигмента, но и для его осветления, где необходимо, а также для очищения поверхности, запачканной пигментом.

Растушевки – напоминают косметические аппликаторы, производятся в различных размерах и формах (треугольная, округлая, прямоугольная). Каждая форма растушевки для пастели предназначена для коррекции недочетов различной площади. Если у вас не оказалось под рукой растушевок, и вы не знаете, чем растушевать пастель, помните, что их можно заменить на плотную кисть.

Маски, перчатки, влажные салфетки – несмотря на то, что пастель не содержит токсичных веществ, органы дыхания и кожа нуждаются в защите. Слизистые могут проявить чувствительность к растворителям или фиксативам (особенно аэрозолям и спреям), а кожа рук – сухость, что может привести к мелким трещинам и косметическим изъянам. Влажные салфетки помогут не только очистить кожу рук, но и увлажнить и напитать ее.

Точилки – не каждый художник задумывается о том, нужно ли точить пастель. Если вы используете карандаши или мелки, то, скорее всего, вам придется периодически подтачивать их.

Держатели – своего рода насадка, помогающая удерживать мелок или карандаш. Полезный инструмент для тех, кто не любит ощущать маслянистость или сухость пастели, или же если использует короткие остатки.

Белый угольный карандаш – предназначен для выделения контуров и небольших деталей поверх пастели.

Фартук – мастера часто надевают фартук не столько для защиты от загрязнения одежды, сколько для того, чтобы складывать в его карман(ы) карандаши и мелки пастели и другие мелочи, которые могут потребоваться в процессе рисования. Рекомендуется выбирать фартуки из натуральных материалов (хлопок, лен, ситец), т.к. они не препятствуют циркуляции воздуха, не влияют на качество поверхностного слоя пастели и приятны на ощупь.

Калька – один из важнейших must-have для начинающих мастеров. На кальке вы можете делать наброски рисунков перед нанесением на «беловик». Бюджетность материала позволит практиковаться без мыслей о расходах.

Муштабель – статичная форма держателя. Крепится к чертежной доске или мольберту и позволяет контролировать движение руки, препятствуя нежелательному скольжению и дрожи.

Этюдник – практичное решение для мастеров, часто занимающихся живописью и рисованием. Статичное деревянное изделие, которое можно совместить с мольбертом, позволит держать под рукой нужные инструменты и наброски работ.

пастель для начинающих

Хранение пастели и вспомогательных материалов

Перед каждым хозяином и хозяйкой художественной мастерской встает вопрос о хранении пастели. Наиболее практичным решением будет коробка для хранения пастели.

Хранить пастельные мелки лучше в деревянных коробках или ящиках, т.к. пластик инертен, а дерево сохраняет экологичность красок.

Хранение рисунков

Если вы сомневаетесь, нужно ли закреплять пастель, необходимо рассмотреть специфику хранения закрепленных и незакрепленных фиксативом рисунков.

💡 Как хранить пастельные рисунки? Рисунки, закрепленные фиксативом, могут храниться в папках, файлах или бумажных конвертах, а также в рамке под стеклом или паспарту. Рисунки, не закрепленные фиксативом, особенно если они выполнены сухой или акварельной пастелью, лучше всего хранить в рамке под стеклом в недоступном для солнечного света местах или же в альбомах, листы которого разделены калькой.

Остались вопросы?

В интернет-магазине Panda Market вы найдете все необходимые материалы для творчества с подробным описанием их характеристик и свойств. Если у вас остались вопросы, связанные с тем или иным продуктом, техникой работы или процессом оформления заказа, обратитесь в нашу службу поддержки по телефону или электронной почте. Наши консультанты предоставят всю необходимую информацию и помогут выбрать инструменты для рисования пастелью согласно вашим запросам и требованиям.